"Татнефть" пополнила запасы самолетами Boeing 757
19 января 2004 года
Thomas Cook AG – интегрированная европейская группа, созданная группой Lufthansa AG и торговой сетью Karstad Quelle AG, специализирующаяся на оказании туристических и транспортных услуг. Годовой оборот второго по величине туроператора Европы превышает ?2 млрд. Авиакомпания Thomas Cook Airlines располагает 16 самолетами Boeing и 12 лайнерами Airbus. "Центр-Капитал" – российская лизинговая компания, созданная в 2001 году АО "Татнефть" и банком "Зенит". Собственный капитал компании – 120 млн руб., лизинговый портфель – более $230 млн. Ранее "Центр-Капитал", входящий в пятерку крупнейших лизинговых компаний РФ, не занимался авиатехникой и специализировался на лизинге технологического оборудования, автотранспорта и техники спецназначения.
Как говорится в официальном сообщении авиационного дивизиона Thomas Cook AG, соглашение о продаже 12 лайнеров Boeing 757-200 было подписано в Германии 15 января между Condor Flugdienst GmbH, подразделением Thomas Cook Airlines, и московской лизинговой компанией "Центр-Капитал". После заключения этого контракта Thomas Cook Airlines сократила свой парк самолетов почти на треть. Решение о продаже самолетов было принято еще в декабре 2003 года. Как сообщили Ъ в управлении по связям с общественностью ТСА, "причина продажи самолетов кроется в резком спаде на рынке авиаперевозок на короткие расстояния, что сделало содержание авиатехники экономически нерентабельным".
Первоначально TCA планировала избавиться от всех имеющихся у авиакомпании 13 Boeing 757-200, но затем "из экономических соображений один лайнер решено было оставить". Восемь из двенадцати проданных самолетов российской компании сданы в аренду или простаивают. "Как следует из подписанного соглашения, самолеты будут переданы компании 'Центр-Капитал' до октября 2004 года",– сообщили в ТСА. Немецкая сторона отказалась разглашать информацию о сделке, но, по оценке экспертов Ъ, каждый из лайнеров Boeing 757-200, средний возраст которых составляет 11 лет, не мог стоить менее $25 млн. В TCA утверждают, что данные самолеты не эксплуатировались за пределами Европы, поэтому "находятся в хорошем состоянии". Таким образом, общая сумма сделки, вероятно, превышает $300 млн.
Несмотря на наличие официального заявления, гендиректор "Центр-Капитала" Игорь Аванесян через своего пресс-атташе опроверг информацию о сделке и заявил, "что его группа не приобретала самолеты семейства Boeing". Советник председателя правления банка "Зенит" Андрей Серов сообщил, что "его банк ничего не знает об этих самолетах, не вел переговоры об их приобретении и не финансировал данную сделку". Пресс-секретарь "Татнефти" Рустам Рафиков не опроверг данную информацию, но от комментариев отказался. В TCA c удивлением узнали об отказе "Центр-Капитала" признавать факт подписания договора о покупке самолетов и в качестве подтверждения сообщили Ъ номер телефона московского офиса "своего российского партнера", который оказался телефоном аффилированной компании "Центр-Капитала", ООО "Центр-Капитал",– об этом Ъ сообщили в самом ООО.
Любопытно, что "Центр-Капитал" не вел переговоров об эксплуатации самолетов ни с одной из крупных российских авиакомпаний, использующих в своей деятельности среднемагистральные самолеты. В "Аэрофлоте", "Сибири", "Пулково", "Трансаэро" и "KrasAir" ничего не слышали об импорте в Россию такого числа самолетов. Так, по словам Ирины Данненберг, руководителя пресс-центра "Аэрофлота", "для многих Boeing 757-200 является одним из самых востребованных и интересных самолетов на рынке". Сейчас самолеты такого типа в России не эксплуатируются, ранее их использовала только авиакомпания "Трансаэро".
Вряд ли приобретение "Татнефти" и "Зенита" попадет в Россию. Чтобы импортировать такое число лайнеров, "Центр-Капиталу" придется заплатить таможенные пошлины и платежи на сумму не менее $140 млн. Источник Ъ в "Центр-Капитале" сообщил, что иностранная авиатехника "будет, скорее всего, сдана в лизинг ряду юго-восточных и южноамериканских авиакомпаний". Он также предположил, что ни "Зенит", ни "Татнефть" не спешат признавать сделку, чтобы "не дразнить собак". Напомним, что банк "Зенит" поддерживает программу лизинга Ту-214 производства Казанского авиационно-производственного объединения, аналогичных по классу Boeing 757.
РИНАТ ГИЗАТУЛИН; АННА ПАЛЬЧЕВА; ЛУИЗА ИГНАТЬЕВА , "Коммерсантъ"